ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Нерациональное питание может привести к нарушениям физического и интеллектуального развития ребенка, снижению сопротивляемости организма к агрессивным факторам внешней среды.
Цель исследования: оценить физическое развитие и питание детей в возрасте 1–3 лет, проживающих в г. Москве.
Методы: обследовано 106 детей в возрасте от 1 до 3 лет: I группу (n = 59) составили дети 1–2 лет, II группу — дети 2–3 лет (n = 47). Антропометрические данные оценивались с использованием программы WHO AnthroPlus: расчитывались показатели Z-score — массы тела для возраста (WAZ), длины тела для возраста (HAZ), а также индекс массы тела/возраст (BAZ). Оценка питания проводилась методом воспроизведения 3-дневного рациона (фактического питания) с использованием программы Dietplan 6. Анализировались объем съеденной пищи, суточная калорийность питания, количество потребляемых белков, жиров, углеводов.
Результаты: для большинства (76,4%) обследованных детей были характерны средневозрастные показатели физического развития и нутритивного статуса (BAZ от -2 до +1). У 1/5 детей были выявлены избыточная масса тела и ожирение (BAZ > 1). При избыточной массе тела, особенно у детей 1–2 лет, было установлено превышение потребляемых объемов пищи на 200–300 г/сут, белка — на 47,5%, жира — на 36,7% и энергетической ценности — на 21,3% (p < 0,001) по сравнению с рекомендуемыми нормами потребления.
Заключение: выявленные нарушения питания у детей в возрасте 1–3 лет (переедание и разбалансированный рацион) приводят к развитию у них избыточной массы тела вплоть до ожирения. Детей с высокими показателями веса при рождении и Z-score BAZ на момент исследования можно отнести к группе риска по развитию ожирения. Наиболее информативным для оценки нутритивного статуса ребенка является показатель BAZ.
Актуальность. Клиническая оценка состояния двигательной системы растущего организма на практике может быть затруднительна в связи с лабильностью и непостоянством многих неврологических симптомов.
Цель. Изучить развитие периферического отдела двигательной системы ребенка, начиная с 33-й нед гестационного возраста и заканчивая 3 годами (36 мес) постнатальной жизни.
Пациенты и методы. Обследованы недоношенные (31/32 нед гестации) и доношенные (38/39 нед гестации) дети. Проведено лонгитудинальное выборочное исследование с соблюдением принципов стратифицированной рандомизации. Стратификация проводилась по гестационному и постнатальному возрасту, полу и неврологическому статусу.
Результаты. У недоношенных детей в первые 6 нед жизни интерференционная электромиограмма (иЭМГ) имела сходство с таковой доношенного новорожденного первых суток и характеризовалась «упрощенной» временной структурой, низкой амплитудой и частотой. У недоношенного ребенка динамика параметров иЭМГ была замедлена. У доношенных детей временная структура иЭМГ к концу 2-й недели жизни уже достигает показателей, аналогичных взрослым. Быстрое увеличение нелинейных параметров иЭМГ у доношенных детей в течение первого года жизни отражалось на усложнении сигнала иЭМГ. Линейные параметры иЭМГ монотонно нарастали в течение года. Максимальные изменения показателей нелинейного и линейного анализа были в возрасте 6 мес — критического периода формирования кортикоспинальных проводников и появления произвольных, манипулятивных движений.
Выводы. Полученные данные свидетельствуют о важности первых 2 нед жизни в развитии скелетно-мышечной системы доношенных детей, в течение которых формируется «взрослый» тип организации мотонейронного пула. В то же время количественные изменения на иЭМГ (рост амплитуды) продолжаются в течение всех 36 мес обследования, что указывает на продолжающийся рост скелетных мышц. Особенностью иЭМГ недоношенных детей является более простая временная организация, что говорит о сохраняющемся «внутриутробном» паттерне работы мотонейронного пула.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ
ДИАГНОСТИКА В ПЕДИАТРИИ
КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
В ПРАКТИКУ ПЕДИАТРА
Целью данного исследования стал сравнительный анализ результатов опроса родителей и врачей-педиатров, в котором выяснялось их отношение к вакцинопрофилактике и календарю прививок.
Методы. Проведен онлайн-опрос женщин, имеющих детей в возрасте до 5 лет. В тестировании приняло участие 315 женщин в возрасте 20–45 лет. Всем были заданы вопросы об отношении к вакцинопрофилактике, соблюдении национального календаря прививок. О причинах нарушения календаря вакцинопрофилактики, необоснованных медицинских отводах, а также об отношении к вакцинации собственных детей и самих себя высказали мнение 42 врача-педиатра.
Результаты. Проведенный опрос выявил несоответствие представлений о вакцинопрофилактике у родителей и отношения врачей-педиатров к нарушениям вакцинального календаря.
Заключение. Эффективное противодействие существующему антивакцинальному лобби могут обеспечить образовательные программы в области иммунопрофилактики для врачей, а также подобные проекты для родителей. Ключевыми моментами на современном этапе являются сокращение необоснованных медицинских отводов от вакцинации, постоянное внимание к вакцинальному статусу ребенка (при любом обращении) и информирование родителей о болезнях, от которых можно предохранить ребенка при помощи иммунизации.
Актуальность. Острые респираторные инфекции (ОРИ) занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости. В России ежегодно регистрируется около 70 тыс. случаев ОРИ на 100 тыс. детского населения. Максимальная частота острых респираторных инфекций отмечается в возрасте от 6 мес до 6 лет, среди этой группы наиболее высокий уровень заболеваемости отмечается у детей дошкольного возраста. Среди причин острых респираторных заболеваний лидируют вирусные инфекции (до 90%), и только незначительную часть составляют бактериальные патогены. Несмотря на это, практически в 25–85% случаев при острых респираторных инфекциях врачи-педиатры назначают своим пациентам антибиотики.
Цель. Анализ спектра применяемых антибактериальных препаратов при острых назофарингитах у детей дошкольного возраста в амбулаторных условиях.
Методы. В исследовании была сформирована репрезентативная выборка, включающая 1248 амбулаторных карт детей дошкольного возраста. В статье представлены нозологические формы острых респираторных инфекций для изучения спектра назначенных к применению системных антибактериальных препаратов при острых назофарингитах у детей дошкольного возраста в амбулаторных условиях.
Результаты. В структуре ОРИ за период 2009–2010 гг. доминирует заболеваемость острыми назофарингитами (более 60%). В ходе фармакоэпидемиологического анализа выявлена частота применения системных антибиотиков у детей с острыми назофарингитами в амбулаторных условиях. Оказалось, что в 43 (в 2009 г.) и 37% (в 2010 г.) случаев ОРИ была применена антибактериальная терапия. Чаще всего назначались аминопенициллины, комбинированные пенициллины, макролиды, цефалоспорины 3-го поколения.
Заключение. Учитывая преобладание случаев острых назофарингитов среди нозологических форм ОРИ, следует подчеркнуть, что большая часть их имеет неосложненное течение, которое может послужить не менее важным основанием для рационального использования системных антибиотиков по эмпирическому выбору в амбулаторных условиях.
Обоснование. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире железодефицитной анемией страдает от 20 до 30% населения планеты. Несмотря на наличие диагностических и терапевтических возможностей, реальная медицинская практика в отношении железодефицитной анемии остается на низком уровне. В результате, за последние 20 лет не произошло сколько-нибудь значимого улучшения ситуации по железодефицитной анемии у детей младшего возраста.
Цель исследования: оценить существующую тактику ведения детей младшего возраста с анемией и выявить возможные ошибки ферротерапии на амбулаторном этапе.
Методы. Проведен ретроспективный анализ тактики ведения 135 детей в возрасте 3 лет с анемией в первичном звене здравоохранения. Критерии включения: наличие в истории развития хотя бы двух клинических анализов крови с уровнем гемоглобина ниже возрастной нор- мы по рекомендациям ВОЗ.
Результаты. Повторный клинический анализ крови при обнаружении анемии был назначен в течение 6 мес 100 (70,4%) пациентам, однако, проведен в оптимальные сроки менее чем 1/4; у остальных детей в истории развития не было документированного указания на проведенную ферротерапию. Отметки о начале лечения после первого эпизода снижения гемоглобина внесены в карты 26 (19,3%) детей. Только 40 (29,6%) пациентов получали лечение препаратом железа в адекватной дозировке. У 41 (30,4%) наблюдаемого регистрировался повторный эпизод анемии, у некоторых детей — множественные рецидивы. Средняя продолжительность железодефицитной анемии у детей на протяжении первых трех лет жизни составила 6,4 мес.
Выводы. Терапия большинства детей младшего возраста с железодефицитной анемией проводится с опозданием. Наибольшей проблемой является отсутствие адекватного контроля за уровнем гемоглобина.
Актуальность. Пневмония у детей — одно из самых частых, серьезных, потенциально угрожающих жизни заболеваний. Критерии диагностики и лечения пневмонии разработаны давно и четко сформулированы. Тем не менее, приходится сталкиваться с гиподиагностикой и нерациональной терапией, что наблюдается чаще на амбулаторном этапе.
Цель: сравнительный анализ показателей заболеваемости, критериев диагностики внебольничных пневмоний у детей в российских и зарубежных рекомендациях и их соответствие действующим в России рекомендациям по диагностике и лечению пневмоний у детей.
Материалы и методы. Проведен сравнительный анализ рекомендаций, опубликованных в последнее время в ряде стран, по диагностике и лечению пневмонии у детей. Изучалась своевременность диагностики и адекватность терапии на амбулаторном этапе у 167 госпитализированных детей с пневмонией. Диагноз пневмонии выставлялся согласно российским критериям с учетом рекомендаций ВОЗ. Также использовались данные оценки качества диагностики пневмонии с экспертной оценкой рентгенограмм у 679 больных, госпитализированных в 3 городах (Барнаул, Екатеринбург, Мурманск) в рамках исследования PAPIRUS.
Результаты: выявлен высокий процент поздней (после 5-го дня болезни) госпитализации детей с пневмонией (37% — в 2002–2007, 47% — в 2013–2014 гг.), как и позднее (на 5-й день и позднее) начало лечения на амбулаторном этапе (20 и 34%, соответственно). В 3 областных стационарах пневмонические изменения на рентгенограммах были подтверждены экспертом только в 27% случаев.
Заключение. Полученные данные указывают на наличие как гипо-, так и гипердиагностики пневмоний у детей, а соответственно, на важность повышения знаний педиатров в области диагностики и лечения пневмоний для оказания адекватной медицинской помощи детям на амбулаторном этапе.
СТРАНИЦА ДЕТСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
ИНФОРМАЦИЯ СОЮЗА ПЕДИАТРОВ РОССИИ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
ЮБИЛЕЙ
ISSN 2500-3089 (Online)