ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ 
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ 
Обоснование. После включения в Национальный календарь профилактических прививок вакцинации против пневмококковой инфекции очень важно оценить эффективность проводимой более 3 лет рутинной иммунизации детского населения. Полученные результаты позволят проанализировать проблемы в достижении цели, установить их причины и предложить пути преодоления. Цель исследования — изучить результаты трехлетнего периода вакцинации детей против пневмококковой инфекции. Методы. Проведена оценка качества иммунопрофилактики пневмококковой инфекции на территории Российской Федерации путем анализа охвата прививками, своевременности их проведения после включения пневмококковой вакцины в Национальный календарь профилактических прививок. Выполнена оценка фактической эпидемиологической эффективности вакцинации против пневмококковой инфекции на основании заболеваемости и смертности внебольничными пневмониями, заболеваемости острым средним отитом среди детского населения. Путем анкетирования родителей (n=352), обратившихся в ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, установлена своевременность вакцинации младенцев против пневмококковой инфекции. Результаты. В большинстве регионов достигнут высокий уровень охвата детей прививкой против пневмококковой инфекции (87%). При этом большинство детей (73%) были вакцинированы несвоевременно. В частности, результаты анкетирования, проведенного в центре вакцинации г. Москвы, указывают на недостаточную информированность родителей о необходимости вакцинации младенцев против пневмококковой инфекции специалистами первичного звена и, как следствие, низкий уровень своевременного начала введения вакцины (40,1%). Внедрение плановой вакцинопрофилактики против пневмококковой инфекции в России позволило на 35% снизить смертность детей от внебольничных пневмоний, привело к уменьшению заболеваемости острыми средними отитами. Заключение. Внедрение плановой вакцинопрофилактики детей против Streptococcus pneumoniae способствует снижению заболеваемости и смертности от пневмококковых инфекций. Система эпиднадзора за внебольничными пневмониями требует дальнейшего совершенствования. Целесообразно проведение дополнительного анализа причин отказов и медицинских отводов от вакцинации; важное значение имеет повышение профессионального уровня врачей-педиатров по вопросам вакцинопрофилактики.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Л.С. Намазова-Баранова — получение исследовательских грантов от фармацевтических компаний Пьер Фабр, Genzyme Europe B. V., ООО «Астра зенека Фармасьютикалз», Gilead / PRA «Фармасьютикал Рисерч Ассошиэйтс СиАйЭс», Teva Branded Pharma ceuti cal products R&D, Inc / ООО «ППД Девелопмент (Смоленск)», «Сталлержен С. А.» / «Квинтайлс ГезмбХ» (Австрия).
М.В. Федосеенко — получение гонораров от компаний Pfizer, Sanofi Pasteur, MSD за чтение лекций.
Остальные авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Предполагается, что тяжесть синдрома полиорганной недостаточности (СПОН) у детей, перенесших критические состояния в неонатальном периоде, может оказывать влияние на частоту хронических заболеваний в дошкольном возрасте. Цель исследования — изучить связь органных дисфункций у детей, перенесших в неонатальном периоде критические состояния, с развитием хронических заболеваний в дошкольном возрасте. Методы. В исследование включали детей дошкольного возраста (6–7 лет), перенесших СПОН в неонатальном периоде. Тяжесть СПОН оценивали по шкале NEOMOD: ≥5 баллов — тяжелая дисфункция (основная группа), ≤4 баллов — умеренная (группа сравнения). Данные о частоте хронических заболеваний получены из истории развития ребенка (форма № 112/у), карты профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего (форма № 030-ПО/у-12), данных объективного осмотра, лабораторных и инструментальных методов обследования, данных осмотра узкими специалистами. Результаты. В исследование включено 198 детей, из них 100 с тяжелыми и 98 с умеренными проявлениями СПОН. Группы были сопоставимы по полу, возрасту, социальным факторам (возраст и уровень образования родителей), месту проживания (город/село). Хронические заболевания в дошкольном возрасте имели место в 54 и 26% случаев соответственно (р<0,001). Наиболее частыми были психические расстройства и расстройства поведения — 40 и 16% (р<0,001), в том числе грубая задержка психомоторного развития в 18 и 1% (р<0,001) случаев соответственно; заболевания нервной системы — 30 и 14% (р=0,010), в том числе детский церебральный паралич в 25 и 8% (р=0,002) случаев соответственно; заболевания глаз и придаточного аппарата — 28 и 24% (р=0,517), в том числе амблиопия в 8 и 3% случаев соответственно (р=0,113). Инвалидность имела место в 19 (19%) случаях в основной группе и в 5 (5%) — в группе сравнения (р=0,003). Заключение. Тяжелые проявления СПОН в неонатальном периоде ассоциируются с более высокой частотой грубой задержки психомоторного развития и детского церебрального паралича в дошкольном возрасте, чем умеренные проявления СПОН; тяжелые проявления СПОН не связаны с увеличением частоты патологии глаза и придаточного аппарата.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Л.С. Намазова-Баранова — получение исследовательских грантов от фармацевтических компаний Пьер Фабр, Genzyme Europe B. V., ООО «Астра зенека Фармасьютикалз», Gilead / PRA «Фармасьютикал Рисерч Ассошиэйтс СиАйЭс», Teva Branded Pharma ceuti cal products R&D, Inc / ООО «ППД Девелопмент (Смоленск)», «Сталлержен С. А.» / «Квинтайлс ГезмбХ» (Австрия).
И.А. Беляева сотрудничает с компанией «Пфайзер Инновации».
Остальные авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Физическое развитие (ФР) детей — один из главных критериев состояния здоровья детской популяции, отражающий влияние на организм эндогенных и экзогенных факторов. Цель исследования — изучить физическое развитие школьников, проживающих в южных регионах Кыргызской Республики. Методы. Проводили измерения роста, массы тела и окружности грудной клетки у городских и сельских школьников, проживающих с рождения в южных регионах Кыргызстана. Период проведения исследования — с октября 2015 по январь 2017 г. Результаты. По результатам исследований, наименьшие прибавки длины и массы тела наблюдаются в возрасте от 7 до 8 лет у школьников обоих полов. Темпы прибавки веса — 1,0–1,2 кг, роста — 3,0–3,3 см. Наибольшая величина разности ростовых колебаний среди школьников выявлена в возрасте 11 и 12 лет (р<0,001), среди школьниц — в 11, 12 и 16 лет (р<0,001). Годовой прирост длины тела в среднем за год в возрасте 7–17 лет среди городских и сельских мальчиков составил 4,4 и 2,9 см, среди девочек — 2,8 и 27 см соответственно. Замедление роста у мальчиков отмечается в 17 лет с темпом прироста 1,3%, у девочек — в 15 лет с темпом прироста 1,8%. Наибольший прирост в весе у городских школьников обоих полов наблюдался в возрасте между 10 и 11 годами (5,6%), у сельских — между 12–13 годами (5,3%). Годовой прирост окружности грудной клетки в среднем за год в возрасте 7–17 лет среди городских школьников составил 2,5 см, среди школьниц — 2,2 см, а среди сельских детей этот показатель находился на уровне 2,0 и 2,1 см соответственно. Заключение. Изученные данные антропометрических показателей использованы в разработке стандартов физического развития городских и сельских детей школьного возраста (7–17 лет) южного региона Кыргызстана, дана оценка их физического развития.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.Снижение барьерных свойств кожного покрова у пациентов с атопическим дерматитом (АтД) во многом обусловлено изменениями микробиома и обширной колонизацией кожи Staphylococcus aureus. В связи с этим наружный покров больных АтД требует постоянного ухода и использования различных эмолентов. Включение в состав эмолентов лизатов непатогенных микроорганизмов и пребиотиков обеспечивает нормализацию состава микробиома и иммунологического барьера кожи. В статье представлены результаты собственных наблюдений применения у детей с АтД, осложненным вторичной инфекцией, двух косметических средств по уходу за поврежденной кожей с витамином F, при этом состав одного из них дополнительно обогащен церамидами и пребиотиком. Показана безопасность и высокая эффективность обоих препаратов, однако наличие в составе эмолента церамидов и пребиотиков позволяет добиваться выраженного снижения степени колонизации кожного покрова S. aureus.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Н. Н. Мурашкин — получение исследовательских грантов от фармацевтических компаний Jansen, Eli Lilly. Получение гонораров за научное консультирование от компаний Galderma, Pierre Fabre, Bayer, Astellas, Libriderm.
А. И. Материкин — получение исследовательских грантов от фармацевтических компаний Eli Lilly. Получение гонораров за научное консультирование от компаний Bioderma, Libriderm.
Э. Т. Амбарчян — получение исследовательских грантов от фармацевтических компаний Eli Lilly. Получение гонораров за научное консультирование от компаний Jansen, Libriderm.
Р. В. Епишев — получение исследовательских грантов от фармацевтических компаний Eli Lilly. Получение гонораров за научное консультирование от компаний Jansen, Libriderm.
Д. В. Фёдоров подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 
Мукополисахаридоз, тип II (МПС II; синдром Хантера) — X-сцепленное наследственное заболевание, связанное с дефектом идуронат-2-сульфатазы. Недостаточность этого фермента приводит к накоплению дерматан- и гепарансульфата в разных тканях. Клинические проявления МПС II разнообразны по степени тяжести и вовлечения в патологический процесс различных органов. Выделяют два основных клинических фенотипа — промежуточный и тяжелый вследствие повреждения центральной нервной системы. В обзоре приведены данные по существующим возможностям терапии синдрома Хантера и перспективам развития новых методов лечения. На данном этапе доступны внутривенная ферментная заместительная терапия, трансплантация гемопоэтических стволовых клеток и симптоматическое хирургическое лечение. Внутривенная ферментная заместительная терапия не позволяет ферменту проникнуть через гематоэнцефалический барьер, поэтому неврологические симптомы болезни в результате лечения не компенсируются; трансплантация гемопоэтических стволовых клеток может воздействовать положительно на некоторые неврологические нарушения, но имеет высокий риск посттрансплантационных осложнений. Интратекальное введение фермента, субстратредуцирующая терапия, применение фармакологических шаперонов и генная терапия находятся в стадии изучения и клинических исследований для терапии тяжелых форм МПС II. Крайне необходимо развитие новых подходов к лечению синдрома Хантера и других наследственных болезней с поражением нервной системы в ближайшем будущем.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Авторы подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Обоснование. Физическое развитие — один из ведущих критериев состояния здоровья детей. Индекс массы тела (ИМТ) является достоверным признаком нарушений физического развития. Особую ценность имеет возможность диагностирования детского ожирения, представляющего собой значимую проблему современного здравоохранения. Цель исследования — оценка распространенности ожирения, избыточной и недостаточной массы тела среди учащихся образовательных организаций в возрасте 11 и 15 лет в регионах Российской Федерации (РФ). Методы. Данные сформированы на основании проспективной оценки скрининга детей. Всего обследованы 2540 детей, в исследование включены данные 2023 школьников обоего пола 11 и 15 лет. Оценка расчета ИМТ производилась по таблицам SDS и центильным шкалам (ВОЗ, 2007). Результаты. При оценке индекса массы тела по SDS у мальчиков 11 лет в регионах России ожирение зафиксировано в 18,6% случаев, избыток массы тела — в 15,4%, недостаток массы тела — в 5,4%. Среди мальчиков 15 лет ожирение было выявлено в 10% случаев, избыточная масса — в 11,5%, недостаток массы — в 8,5%. Среди девочек 11 и 15 лет ожирение установлено в 9,2 и 3,6%, избыточная масса — в 14,3 и 10,5%, недостаток — в 10,5 и 8,9% случаев соответственно. Заключение. В РФ выявлены случаи недостаточной или избыточной массы тела, однако эти показатели не превышают число детей с нормальными параметрами. Отмечается высокая доля мальчиков с ожирением преимущественно за счет 11-летних. Девочек с ожирением в возрасте 11 лет больше, чем в 15.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Л.С. Намазова-Баранова — получение исследовательских грантов от фармацевтических компаний Пьер Фабр, Genzyme Europe B. V., ООО «Астразенека Фармасьютикалз», Gilead / PRA «Фармасьютикал Рисерч Ассошиэйтс СиАйЭс», Teva Branded Pharmaceutical products R&D, Inc / ООО «ППД Девелопмент (Смоленск)», «Сталлержен С. А.» / «Квинтайлс ГезмбХ» (Австрия).
С.Г. Макарова — научный консультант по вопросам питания компании «Нутриция».
Остальные авторы отрицают конфликт интересов.
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ФАРМАКОТЕРАПИИ 
Что может стать основой для принятия решений о назначении лекарственного препарата, выборе в пользу одного перед другим? Слова и их сочетания «рандомизированное контролируемое исследование», «двойное слепое», «метаанализ», «достоверное различие» обладают своего рода гипнотическим действием на врача и зачастую их бывает достаточно, чтобы произвести положительное впечатление и убедить в необходимости назначения лекарственного средства. Действительно, рандомизация и двойной слепой метод набора пациентов являются основными способами, позволяющими избежать систематических ошибок при проведении исследований. Вместе с тем этого мало для принятия решения о назначении препарата. При анализе результатов клинических исследований необходимо знать ряд деталей, имеющих большое значение, иногда критическое, без учета которых можно сделать ложные или не вполне корректные выводы об эффективности лекарственных средств. Данная статья посвящена особенностям клинических исследований, на которые необходимо обращать не меньшее внимание, чем на рандомизацию, двойной слепой метод и статистическую достоверность полученных результатов.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Авторы подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
В ПРАКТИКУ ПЕДИАТРА 
Обоснование. Эффективная система организации детской дерматологической помощи в России требует учета особенностей региональной заболеваемости. По данным современной литературы этот вопрос не достаточно разработан. Цель исследования — изучить характер вариабельности заболеваемости болезнями кожи и подкожной клетчатки детей в возрасте 0–14 лет в Российской Федерации. Методы. Используются данные государственной медицинской статистики по 83 субъектам РФ за 2009–2015 гг. Для анализа применяется метод агрегированного риска. Степень вариабельности региональной заболеваемости оценивается по размаху вариации и коэффициенту вариации. Проведены ранжирования регионов по величине ежегодной заболеваемости. Использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена для изучения устойчивости принадлежности регионов к определенному ранговому месту. Результаты. В 2009 г. заболеваемость болезнями кожи и подкожной клетчатки детей 0–14 лет в РФ имела выраженную вариабельность: размах вариации — 7,7 раз, коэффициент вариации — 28%. Проведены годичные ранжирования регионов. В 2010–2015 гг. показатели годичной вариабельности оставались высокими. Коэффициенты ранговой корреляции при распределении регионов по заболеваемости находились в диапазоне 0,75–0,94 по сравнению с 2009 г. Выделены квинтили регионов с разными уровнями детской дерматологической заболеваемости. Заключение. Заболеваемость болезнями кожи и подкожной клетчатки детей в возрасте 0–14 лет в субъектах РФ на протяжении 2009–2015 гг. характеризовалась выраженной вариабельностью. Регионы имели устойчивое предпочтение к определенному ранговому месту. Представлено деление субъектов РФ на группы детской дерматологической заболеваемости.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Л.С. Намазова-Баранова — получение исследовательских грантов от фармацевтических компаний Пьер Фабр, Genzyme Europe B. V., ООО «Астра зенека Фармасьютикалз», Gilead / PRA «Фармасьютикал Рисерч Ассошиэйтс СиАйЭс», «Bionorica», Teva Branded Pharmaceutical products R&D, Inc / ООО «ППД Девелопмент (Смоленск)», «Сталлержен С. А.» / «Квинтайлс ГезмбХ» (Австрия).
Остальные авторы подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
ПАМЯТИ КОЛЛЕГИ 
ISSN 2500-3089 (Online)