Роль образовательных программ в терапии бронхиальной астмы у школьников Чеченской Республики
https://doi.org/10.15690/pf.v21i5.2813
Аннотация
Обоснование. Главной составляющей лечения бронхиальной астмы является достижение полного контроля над заболеванием.
Цель исследования — изучить роль образовательных программ в терапии бронхиальной астмы у школьников Чеченской Республики.
Методы. Образовательные программы включали в себя групповые и индивидуальные занятия, которые проводились в аллергошколе специализированного отделения аллергологии и иммунологии Республиканской детской клинической больницы им. Е.П. Глинки врачом аллергологом-иммунологом. Образовательные встречи проводились 1 раз в неделю в течение 2 мес, их продолжительность составляла 1–1,5 ч. Исходно и каждые 3 мес в течение одного года проводилась оценка контроля над астмой по результатам АСТ-теста, количества посещений врача неотложной помощи, госпитализаций, приступов затрудненного дыхания, купированных в домашних условиях, пропущенных дней в школе, использования системных глюкокортикоидов, показателей функции внешнего дыхания (ФВД), уровня оксида азота в выдыхаемом воздухе. Испытуемые были разделены на две группы: А — проходившие обучение и B — не участвовавшие в образовательных программах. Обследуемые были представлены двумя возрастными подгруппами: группа IA — 7–8 лет (n = 24), группа IIA — 13–14 лет (n = 13). Контрольную группу составили 37 детей, не проходившие обучения в аллергошколе, наблюдавшиеся амбулаторно у аллерголога-иммунолога: группа IB — 7–8 лет (n = 23), группа IIB — 13–14 лет (n = 14).
Результаты. Через 3 мес после проведенных образовательных мероприятий отсутствие контроля над бронхиальной астмой по результатам АСТ-теста отмечено только у 10,8% (4) пациентов, тогда как в группе сравнения — у 59,5% (22). Исследование ФВД зафиксировало рост показателя объема форсированного выдоха за 1-ю секунду у детей, посещавших аллергошколу (p < 0,05). Сравнительный анализ частоты посещений кабинета неотложной помощи, госпитализаций выявил снижение исследуемых показателей в группах IA и IIA (p < 0,05). Количество пропущенных дней в школе из-за бронхиальной астмы было значительно меньше у детей после образовательных мероприятий — 16,1% (6) и составило менее 14. Приступы затрудненного дыхания в течение 12 мес встречались только у 18,9% (7) пациентов и были купированы самостоятельно, частота их составила от 1 до 3, а использования системных глюкокортикоидов при купировании приступа среди детей, посещавших аллергошколу, зарегистрировано не было.
Заключение. Таким образом, наше исследование подтвердило высокую значимость в лечении бронхиальной астмы образовательных программ, которые являются дополнительным инструментом для достижения контроля над заболеванием и позволяют своевременно предотвратить его прогрессирование.
Об авторах
А. Х. ИбишеваРоссия
Ибишева Асет Хамидовна, врач-педиатр, аллерголог-иммунолог
364028, Грозный, ул. Бисултанова, д. 101
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
М. Р. Шахгиреева
Россия
Шахгиреева Мадина Руслановна
Грозный
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
С. А. Шамсадова
Россия
Шамсадова Сайхат Амхадовна
Грозный
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Л. С. Успанова
Россия
Успанова Линда Сулиймановна
Грозный
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
А. Б. Хильдихароева
Россия
Хильдихароева Ася Багаудиновна
Грозный
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Л. В.-М. Джабраилова
Россия
Джабраилова Линда Ваха-Мурадовна
Грозный
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
К. Е. Эфендиева
Россия
Эфендиева Камилла Евгеньевна, к.м.н.
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
Список литературы
1. Esty B, Phipatanakul W. School exposure and asthma. Ann Allergy Asthma Immunol. 2018;120(5):482–487. doi: https://doi.org/10.1016/j.anai.2018.01.028
2. Golam SM, Janson C, Beasley R, et al. The burden of mild asthma: Clinical burden and healthcare resource utilisation in the NOVELTY study. Respir Med. 2022;200:106863. doi: https://doi.org/10.1016/j.rmed.2022.106863
3. Аллергология и иммунология: клинические рекомендации для педиатров / под общ. ред. А.А. Баранова, Р.М. Хаитова. — М.; 2020. — 12 с.
4. Halterman JS, Tajon R, Tremblay P, et al. Development of School-Based Asthma Management Programs in Rochester, New York: Presented in Honor of Dr Robert Haggerty. Acad Pediatr. 2017;17(6):595–599. doi: https://doi.org/10.1016/j.acap.2017.04.008
5. Pecoraro L, Norato A, Accorsi P, et al. Inhalation technique in asthma in children: could an intensive summer educational camp improve it? Acta Biomed. 2022;92(6):595–596. doi: https://doi.org/10.23750/abm.v92i6.12009
6. Knibb RC, Alviani C, Garriga-Baraut T, et al. The effectiveness of interventions to improve self-management for adolescents and young adults with allergic conditions: A systematic review. Allergy. 2020;75(8):1881–1898. doi: https://doi.org/10.1111/all.14269
7. John J, Baek J, Roh T, et al. Regional Disparity in Asthma Prevalence and Distribution of Asthma Education Programs in Texas. J Environ Public Health. 2020;2020:9498124. doi: https://doi.org/10.1155/2020/9498124
8. Walter H, Sadeque-Iqbal F, Ulysse R, et al. Effectiveness of school-based family asthma educational programs in quality of life and asthma exacerbations in asthmatic children aged five to 18: a systematic review. JBI Database System Rev Implement Rep. 2016;14(11):113– 138. doi: https://doi.org/10.11124/JBISRIR-2016-003181
9. Ramdzan SN, Suhaimi J, Harris KM, et al. School-based selfmanagement interventions for asthma among primary school children: a systematic review. NPJ Prim Care Respir Med. 2021;31(1):18. doi: https://doi.org/10.1038/s41533-021-00230-2
10. Kan K, Fierstein J, Boon K, et al. Parental quality of life and selfefficacy in pediatric asthma. J Asthma. 2021;58(6):742–749. doi: https://doi.org/10.1080/02770903.2020.1731825
11. Hollenbach JP, Simoneau T, Halterman JS. The Promise of School-Based Asthma Interventions. Acad Pediatr. 2022;22(3):385–386. doi: https://doi.org/10.1016/j.acap.2021.11.006
12. Qin X, Zahran HS, Leon-Nguyen M, et al. J. Trends in Asthma-Related School Health Policies and Practices in the US States. J Sch Health. 2022;92(3):252–260. doi: https://doi.org/10.1111/josh.13124
13. Choy DK, Tong M, Ko F, et al. Evaluation of the efficacy of a hospital-based asthma education programme in patients of low socioeconomic status in Hong Kong. Clin Exp Allergy. 1999;29(1):84–90. doi: https://doi.org/10.1046/j.1365-2222.1999.00481.x
14. Ali A, Pena SG, Huggins C, et al. Impact of Group Asthma Education on Asthma Control and Emergency Room Visits in an Underserved New York Community. Can Respir J. 2019;2019:5165189. doi: https://doi.org/10.1155/2019/5165189
15. Wilson SR. Individual versus group education: is one better? Patient Educ Couns. 1997;32(1):67–75. doi: https://doi.org/10.1016/s0738-3991(97)00098-0
16. Wilson SR, Scamagas P, German DF, et al. A controlled trial of two forms of self-management education for adults with asthma. Am J Med. 1993;94(6):564–576. doi: https://doi.org/10.1016/0002-9343(93)90206-5
17. Halterman JS, Fagnano M, Tajon RS, et al. Effect of the School-Based Telemedicine Enhanced Asthma Management (SB-TEAM) Program on Asthma Morbidity: A Randomized Clinical Trial. JAMA Pediatr. 2018;172(3):e174938. doi: https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2017.4938
18. Kew KM, Carr R, Donovan T, et al. Asthma education for school staff. Cochrane Database Syst Rev. 2017;4(4):CD012255. doi: https://doi.org/10.1002/14651858.CD012255.pub2
Рецензия
Для цитирования:
Ибишева А.Х., Шахгиреева М.Р., Шамсадова С.А., Успанова Л.С., Хильдихароева А.Б., Джабраилова Л.В., Эфендиева К.Е. Роль образовательных программ в терапии бронхиальной астмы у школьников Чеченской Республики. Педиатрическая фармакология. 2024;21(5):408-416. https://doi.org/10.15690/pf.v21i5.2813
For citation:
Ibisheva A.Kh., Shakhgireeva M.R., Shamsadova S.A., Uspanova L.S., Khildikharoeva A.B., Dzhabrailova L.V., Efendieva K.E. The Role of Educational Programs in the Treatment of Bronchial Asthma in Schoolchildren of the Chechen Republic. Pediatric pharmacology. 2024;21(5):408-416. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/pf.v21i5.2813