Феномен пренатального детства (методология построения программы медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в диаде «мать – пренатальный ребенок»)
https://doi.org/10.15690/pf.v22i3.2902
Аннотация
Обоснование. В работе приведены доказательства психической жизни ребенка в пренатальном периоде онтогенеза. Авторы хорошо понимают, что для включения пренатального детства в медико-психолого-педагогическую практику требуются дальнейшие научные исследования, а также широкая научная дискуссия по данной тематике с необходимостью закрепления юридического статуса пренатального ребенка.
Методы. Проведен анализ научной литературы.
Результаты. Собрана база данных, подтверждающая наличие разнообразных психических и двигательных реакций пренатального ребенка.
Заключение. Представленные в работе данные дают основания для выделения пренатального периода онтогенеза в качестве полноценного периода детства, позволяя рассматривать его как самый ранний при организации процессов медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей, с возможностью осуществления пренатального программирования здоровья ребенка.
Ключевые слова
Об авторах
М. Л. ЛазаревРоссия
Лазарев Михаил Львович - кандидат психологических наук, ведущий специалист.
119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Л. С. Намазова-Баранова
Россия
Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна - д.м.н., профессор, академик РАН.
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
А. А. Баранов
Россия
Баранов Александр Александрович - д.м.н., профессор, академик РАН.
Москва
Раскрытие интересов:
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Список литературы
1. Томатис А. Девять месяцев в раю / пер. с фр. В.Д. Пятковского. — Киев: Манускрипт; 1995. — 172 с.
2. Bystron I, Blakemore C, Rakic P. Development of the human cerebral cortex: Boulder Committee revisited. Nat Rev Neurosci. 2008;9(2):110–122. doi: https://doi.org/10.1038/nrn2252
3. Kostović I, Sedmak G, Judaš M. Neural histology and neurogenesis of the human fetal and infant brain. Neuroim age. 2019;188:743–773. doi: https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2018.12.043
4. Эдельман Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. — М.: Мир; 1981. — 135 c.
5. Mistretta CM, Bradley RM. Taste and swallowing in utero. Br Med Bull. 1975;31(1):80–84. doi: https://doi.org/10.1093/oxfordjournals.bmb.a071247
6. Dubowitz LM, Dubowitz V, Palmer P, Verghote M. A new approach to the neurological assessment of the preterm and full-term newborn infant. Brain Dev. 1980;2(1):3–14. doi: https://doi.org/10.1016/s0387-7604(80)80003-9.
7. Birnholz JC, Benacerraf BR. The development of human fetal hearing. Science. 1983;222(4623):516–518. doi: https://doi.org/10.1126/science.6623091
8. Cowart BJ. Development of taste perception in humans: sensitivity and preference throughout the life span. Psychol Bull. 1981;90(1):43–73.
9. Проценко Е.И. Диагностика зрелости плодов и новорожденных с экстремально низкой массой тела в зависимости от характера течения беременности: автореф. дис. канд. мед. наук. — Иваново; 1997. — 16 с.
10. Маляренко Т.Н., Хватова М.В. Развитие функций мозга ребенка сенсорными притоками. — Тамбов: Изд-во ТГУ; 1998. — 96 с.
11. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина; 1968. — 548 с.
12. Авдеева Н.Н., Адрианов О.С., Боравова А.И. и др. Мозг и поведение младенца. — М. : ИПАН; 1993. — 229 с.
13. Системогенез / под ред. К.В. Судакова. — М.: Медицина; 1980.
14. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М.: Айрис-пресс; 2002. — 352 с.
15. Шевченко Ю.Г. Развитие коры человека в свете онтофилогенетических соотношений. — М.: Медицина; 1972. — 255 с.
16. Kintraia PI, Zarnadze MG, Kintraia NP, Kashakashvili IG. Development of daily rhythmicity in heart rate and locomotor activity in the human fetus.j Circadian Rhythms. 2005;3(1):5. doi: https://doi.org/10.1186/1740-3391-3-5
17. Яцык Г.В., Сюткина Е.В. Неонатальная хронобиология. — М.: Информ-Знание; 1999. — С. 16.
18. Bates K, Herzog ED. Maternal-Fetal Circadian Communication During Pregnancy. Front Endocrinol (Lausanne). 2020;11:198. doi: https://doi.org/10.3389/fendo.2020.00198
19. Фролова О.Г., Николаева Е.И. Гигиена беременной. — М.: Медицина; 1987. — 76 с.
20. Войно-Ясенецкий А.В. Первичные ритмы возбуждения в онтогенезе. — Л.: Наука; 1974. — 147 с.
21. Аршавский И.А. О физиологическом значении и механизме регуляции внутриутробных дыхательных движений // Физиологический журнал СССР. — 1946. — Т. 32. — № 4.
22. Киселев В.И., Куликов В.П. Потребность в двигательной активности: Физиология. Валеология. Реабилитология. — Новосибирск: Наука; 1998. — 144 с.
23. Виру А.А., Юримяэ Г.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения. — М.: Физкультура и спорт; 1988. — 142 с.
24. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. — М.: Наука; 1982. — 270 с.
25. Аршавский И.А. Проблемы физиологической незрелости и ее значение для периодизации // Актуальные проблемы периодизации. — Фрунзе; 1964. — С. 52–61.
26. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. О построении движений. — М.: Наука; 1990. — 495 с.
27. Голубева Г.Н. Формирование двигательного режима ребенка (до 6 лет). — М.: Теория и практика физической культуры и спорта; 2006. — 120 с.
28. Голубева Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6-ти лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды: дис. … докт. пед. наук. — Набережные Челны; 2008. — 133 с.
29. Юрьев В.В., Симаходский А.С., Воронович Н.Н. Рост и развитие ребенка. — 2-е изд. — СПб.: Питер; 2003. — 272 с.
30. Dipietro JA, Irizarry RA, Costigan KA, Gurewitsch ED. The Psychophisiology of the Maternal-Fetal Relationship. Psychophisiology. 2004;41(4):510–520. doi: https://doi.org/10.1111/j.1469-8986.2004.00187.x
31. Johnson TR, Jordan ET, Paine LL. Doppler Recordings of Fetal Movement: II. Comparison with Maternal Perception. Obstet Gynecol. 1990;76(1):42–43.
32. Бадалян Л.А. Невропатология. — М.: Просвещение; 1987. — С. 27–28.
33. Edwards DD, Edwards JS. Fetal movement: development and time course. Science. 1970;169(3940):95–97. doi: https://doi.org/10.1126/science.169.3940.95
34. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения). — М.: Тривола; 2000. — 200 c.
35. Аршавский И.А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей развития организмов // Вопросы философии. — 1986. — № 11. — С. 95–104.
36. Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка / пер. с англ. Г. Брехмана. — М.: Класс; 2003. — С. 29.
37. Анохин П.К. Проблема павловского научного наследства и зарубежная неврология // Архив биологических наук. — 1940. — Т. 57. — Вып. 1. — С. 101.
38. Судаков К.В. Кванты жизнедеятельности. — М.: ММА; 1993. — С. 36–154.
39. Thomas V, Kelly J. The Secret Life of the Unborn Child. New York: Bantam Doubleday Dell Publishing Group, Inc.; 1988.
40. Salk L. The Effects of Normal Heartbeat Sound on the Behavior of the Newborn Infant; Implications for Mental Health. World Mental Health. 1960;12:168–175.
41. Negus VE. The Mecanism of the Larynx. London: Heneman; 1929.
42. Sontag LW. Perinatal Determinants of Postnatal Behavior. In: Fetal Growth and Development. Weisman HA, Kerr GR, eds. New York: McGrow-Hill; 1970. p. 265.
43. Chamberlain DB. Babies Remember Birth. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, Inc., Distributed by St. Martin’s Press; 1988.
44. Mathison L. Does Your Child Remember. Mothering. 1981;(3):103–107.
45. Авдеева Н.Н., Андрианов О.С., Боравова А.И. и др. Мозг и поведение младенца. — М.: Институт психологии РАН; 1993. — С. 41.
46. Бехтерев В.М. Вопросы, связанные с лечением и гигиеническим значением музыки // Обзор психиатрической, неврологической экспериментальной психологии. — 1916. — № 1-4. — С. 124.
47. Draganova R, Eswaran H, Murphy P, et al. Sound frequency change detection in fetus and newborn, a magnetoencephalographic study. Neuroimage. 2005;28(2):354–361. doi: https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2005.06.011
48. De Casper AJ. Fifer WP. Of human bonding: Newborns prefer their mothers’ voices. Science. 1980;208(4448):1174–1176. doi: https://doi.org/10.1126/science.7375928
49. Gonzalez-Gonzalez NL, Suarez MN, Perez-Piñero B, et al. Persistence of fetal memory into neonatal life. Acta Obstet Gynecol Scand. 2006;85(10):1160–1164. doi: https://doi.org/10.1080/00016340600855854
50. Granier-Deferre C., Bassereau S, Ribeiro A, et al. A melodic contour repeatedly experienced by human near-term fetuses elicits a profound cardiac reaction one month after birth. PLoS One. 2011;6(2):e17304. doi: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0017304
51. Partanen E, Kujala T, Näätänen R, et al. Learning-induced neural plasticity of speech processing before birth. Proc Natl Acad Sci U S A. 2013;110(37):15145–15150. doi: https://doi.org/10.1073/pnas.1302159110
52. López-Teijón M, García-Faura Á, Prats-Galino A. Fetal facial expression in response to intravaginal music emission. Ultrasound. 2015;23(4):216–223. doi: https://doi.org/10.1177/1742271X15609367
53. González JG, Miranda MV, García FM, et al. Effects of prenatal music stimulation on fetal cardiac state, newborn anthropometric measurements and vital signs of pregnant women: A randomized controlled trial. Complement Ther Clin Pract. 2017;27:61–67. doi: https://doi.org/10.1016/j.ctcp.2017.03.004
54. Marjanen K. Preand Postnatal Music Education for Early Mother-Child Interaction. Nordic Research in Music Education. 2012;13:269–279.
55. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. New York, NY: BasicBooks; 1983. 484 p.
56. Blacking J. How musical is man? Seattle: University of Washington Press; 1973. 116 p.
57. Turner JRG, Turner-Groot TGN. Conception: Vital Link in Relationships in Prenatal Psychology. Int J PPPM. 1998;10(1):29–37.
58. Lumley J. Through a Glass Darkly: Ultrasound and Prenatal Bonding. Birth. 1990;17(4):214–217. doi: https://doi.org/10.1111/j.1523-536x.1990.tb00025.x
59. Verny T, Weintraub P. The inner work of pregnancy. In: Preperinatal psycho-medicine. Klimek R, ed. Cracow: OWN DREAM; 1992. pp. 293–320.
60. Brekhman GI. Conception of the Wave Multiple-Level Interaction Between the Mother and Her Unborn Child.j Prenat Perinat Psychol Health. 2001;13(1/2):83–93.
61. Брехман Г.И. Эмоциональная жизнь плода: от смутных догадок к научным исследованиям // Жiночий лiкар. — 2011. — № 2. — С. 10–15.
62. Anand KJS, Hickey PR. Pain and its effects in the human neonate and fetus. N Engl J Med. 1987;317(21):1321–1329. doi: https://doi.org/10.1056/NEJM198711193172105
63. Науменко Е.В., Вигаш М., Поленов А.Л. и др. Онтогенетические и генетико-эволюционные аспекты нейроэндокринной регуляции стресса. — Новосибирск: Наука; 1990. — С. 28–40.
64. Rasmussen KM, Catalano PM, Yaktine AL. New guidelines for weight gain during pregnancy: what obstetrician/gynecologists should know. Curr Opin Obstet Gynecol. 2009;21(6):521–526. doi: https://doi.org/10.1097/GCO.0b013e328332d24e
65. Inskip HM, Crozier SR, Godfrey KM, et al. Women’s Compliance with Nutrition and Lifestyle Recommendations Before Pregnancy: General Population Cohort Study. BMJ. 2009;338:b481. doi: https://doi.org/10.1136/bmj.b481
66. Laplante DP, Barr RG, Brunet A, et al. Stress during pregnancy affects general intellectual and language functioning in human toddlers. Pediatr Res. 2004;56(3):400–410. doi: https://doi.org/10.1203/01.PDR.0000136281.34035.44
67. DiPietro JA, Kivlighan KT, Costigan KA, et al. Prenatal Antecedents of Newborn Neurological Maturation. Child Dev. 2010;81(1):115–130. doi: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2009.01384.x
68. Bingol N, Schuster C, Fuchs M, et al. The Influence of Socioeconomic Factors on the Occurrence of Fetal Alcohol Sindrome. Adv Alcohol Subst Abuse. 1987;6(4):105–118. doi: https://doi.org/10.1300/J251v06n04_08
69. Refuerzo JS, Blackwell SC, Sokol RJ, et al. Use of Over-theCounter Medications and Herbal Remedies in Pregnancy. Am J Perinatol. 2005;22(6):321–324. doi: https://doi.org/10.1055/s-2005-873235
70. Peterson GH, Mehl LE, Leiderman PH. The Role of Some Birth-Related Variables in Father Attachment. Am J Orthopsychiatry. 1979;49(2):330–338. doi: https://doi.org/10.1111/j.1939-0025.1979.tb02614.x
71. Barker DJ, Osmond C, Golding J, et al. Growth in utero, Blood Pressure in Childhood and Adult Life, and Mortality from Cardiovascular Diseases. BMJ. 1989;298(6673):564–567. doi: https://doi.org/10.1136/bmj.298.6673.564
72. Lamaze F, Vellay P. L’Accouchement sans douleur par la méthode psychophysique [Painless childbirth using the psychoprophylactic method]. Gazette médicale de France. 1952;59(23):1445–1460.
73. Ando Y, Hattori H. Effects of intense noise during foetal life upon postnatal adaptability.j Acoust Soc Am. 1970;47(4):1128–1130. doi: https://doi.org/10.1121/1.1912014
74. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: АСТ; 2005.
75. Дольто К. На путях рождения: о гаптономическом сопровождении человека: cборник статей и выступлений / пер. с фр. И.Б. Ворожцовой; науч. ред. С.Ф. Сироткин. — 3-е изд. — Ижевск: ERGO; 2008. — 188 с.
76. Van De Carr R, Lehrer M. While You Are Expecting… Your Own Prenatal Classroom. Green Dragon Books; 1996. 136 p.
77. Logan B. Teaching the unborn: precept and practice. PrePeriNat Psychol J. 1987;2(1):14–17.
78. Logan B. The ultimate preventive: prenatal stimulation. In: Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine. Fedor-Freyberh P, Vogel MLV, eds. Carnforth, Lancs., U.K, Park Ridge, N.J., U.S.A; 1988. pp. 559–562.
79. Оден М. Возрожденные роды / пер. с фр. Е. Хотлубей; под ред. И. Ивановой. — М.: АКВА; 1994. — 136 с.
80. Батуев А.С. Дородовая психология // Через интеграцию наук — к сохранению репродуктивного здоровья семьи: материалы V Всероссийского конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием. — М.; 2005. — С. 8.
Рецензия
Для цитирования:
Лазарев М.Л., Намазова-Баранова Л.С., Баранов А.А. Феномен пренатального детства (методология построения программы медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в диаде «мать – пренатальный ребенок»). Педиатрическая фармакология. 2025;22(3):355-364. https://doi.org/10.15690/pf.v22i3.2902
For citation:
Lazarev M.L., Namazova-Baranova L.S., Baranov A.A. The Phenomenon of Prenatal Childhood (Methodology for Building a Program of Medical, Psychological and Pedagogical Support for Child Development in the Dyad “Mother – Prenatal Child”). Pediatric pharmacology. 2025;22(3):355-364. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/pf.v22i3.2902