Preview

Педиатрическая фармакология

Расширенный поиск

Эффективность применения ручного тренажера HandTutor и стабилометрического постурального контроля с использованием метода биологической обратной связи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с церебральным параличом

https://doi.org/10.15690/pf.v21i6.2839

Аннотация

Обоснование. В настоящее время механотерапия широко применяется в реабилитации преимущественно взрослых пациентов и подростков. Возможности применения этой методики у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста ограниченны вследствие минимальной представленности специализированных аппаратов.

Цель исследования — оценка эффективности комплексной реабилитационной программы с включением ручного тренажера HandTutor и стабилометрического постурального контроля с использованием метода биологической обратной связи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП).

Материалы и методы. Под наблюдением находились 40 детей в возрасте от 3 до 7 лет с диагнозом ДЦП и двигательными нарушениями. Эффективность проведенной программы оценивалась с применением шкал и данных аппаратных измерений (HandTutor, «Амблиотрон»).

Результаты. Согласно гониометрическим изменениям и данным по шкале Эшворта, после реабилитации пациенты демонстрируют достоверно большую амплитуду движений, чем до лечения (р < 0,05). Статистически значимо улучшились показатели площади центра давления и его колебания в виде улучшения устойчивости (р £ 0,01), рисунка вертикальной позы, ходьбы и постурального контроля в целом.

Заключение. После лечения у пациентов наблюдались заметное снижение степени мышечной спастичности пораженной конечности, увеличение мышечной силы, улучшение мелкой и крупной моторики рук, мануальных навыков. Таким образом, результаты исследования демонстрируют высокую эффективность биомеханических методов воздействия, а именно HandTutor и «Амблиотрон», на двигательную сферу пациентов с выраженными моторными  нарушениями.

Об авторах

У. Ш. Ашрафова
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»
Россия

Ашрафова Ульвия Шахиновна, младший научный сотрудник отдела разработки научных подходов к ведению детей с двигательными нарушениями 

119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, стр. 1.


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.



А. М. Мамедьяров
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»
Россия

Мамедъяров Аяз Магеррамович, к.м.н.

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.



Е. К. Кармазина
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»
Россия

Кармазина Елена Константиновна

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.



О. К. Клочкова
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»
Россия

Клочкова Ольга Андреевна, к.м.н.

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.



О. С. Куприянова
НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»
Россия

Куприянова Ольга Сергеевна

Москва


Раскрытие интересов:

Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.



Список литературы

1. Ашрафова У.Ш., Куприянова О.С., Кармазина Е.К. и др. Персонализированный подход к применению методов роботизированной механотерапии у детей с церебральным параличом разных возрастных групп: обзор литературы // Педиатрическая фармакология. — 2023. — Т. 20. — № 6. — С. 588–596. — doi: https://doi.org/10.15690/pf.v20i6.2668.

2. Макарова М.Р., Лядов К.В., Кочетков А.В. Тренажерные аппараты и устройства в двигательной реабилитации неврологических больных // Доктор.Ру. — 2012. — № 10. — С. 54–62.

3. Meyer-Heim A, van Hedel HJ. Robot-assisted and computerenhanced therapies for children with cerebral palsy: current state and clinical implementation. Semin Pediatr Neurol. 2013;20(2):139– 145. https://doi.org/10.1016/j.spen.2013.06.006

4. Meyer-Heim A, Borggräfe I, Ammann-Reiffer C, et al. Feasibility of robotic-assisted locomotor training in children with central gait impairment. Dev Med Child Neurol. 2007;49(12):900–906. https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.2007.00900.x

5. Суворова Т.Н., Грибова Н.П. Реабилитация пациентов в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта. Опыт применения стабилотренинга с биологической обратной связью // РМЖ. — 2024. — № 4. — С. 3–7.

6. Zhuang M, Wu Q, Wan F, et al. State-of-the-art noninvasive brain — computer interface for neural rehabilitation: a review. J Neurorestoratol. 2020;8(1):12–25. https://doi.org/10.26599/JNR.2020.9040001

7. Yoo JW, Lee DR, Cha YJ, You SH. Augmented effects of EMG biofeedback interfaced with virtual reality on neuromuscular control and movement coordination during reaching in children with cerebral palsy. NeuroRehabilitation. 2017;40(2):175–185. https://doi.org/10.3233/NRE-161402

8. Liao WC, Lai CL, Hsu PS, et al. Different weight shift trainings can improve the balance performance of patients with a chronic stroke: A randomized controlled trial. Medicine (Baltimore). 2018;97(45):132. https://doi.org/10.1097/ MD.0000000000013207

9. Najafi Z, Rezaeitalab F, Yaghubi M, Manzari ZS. The Effect of Biofeedback on theotorMuscular Situation in Rehabilitation of Stroke Patients: a Randomized Controlled Trial. J Caring Sci. 2018;7(2):89–93. https://doi.org/10.15171/jcs.2018.014

10. Saita K, Morishita T, Arima H, et al. Biofeedback effect of hybrid assistive limb in stroke rehabilitation: A proof of concept study using functional near infrared spectroscopy. PLoS One. 2018;13(1):e0191361. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0191361

11. Palisano R, Rosenbaum P, Walter S, et al. Development and reliability of a system to classify gross motor function in children with cerebral palsy. Dev Med Child Neurol. 1997;39(4):214–223. https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.1997.tb07414.x

12. Bohannon RW, Smith MB. Interrater reliability of a modified Ashworth scale of muscle spasticity. Phys Ther. 1987;67(2):206– 207. https://doi.org/10.1093/ptj/67.2.206

13. Супонева Н.А., Юсупова Д.Г., Ильина К.А. и др. Валидация Модифицированной шкалы Эшворта (Modified Ashworth Scale) в России // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. — 2020. — Т. 14. — № 1. — С. 89–96. — doi: https://doi.org/10.25692/ACEN.2020.1.10

14. Araújo PA, Kirkwood RN, Figueiredo FM. Validity and intraand inter-rater reliability of the Observational Gait Scale for children with spastic cerebral palsy. Braz J Phys Ther. 2009;13(13):267–273.

15. Bayındır O, Akyüz G, Sekban N. The effect of adding robot-assisted hand rehabilitation to conventional rehabilitation program following stroke: A randomized-controlled study. Turk J Phys Med Rehab. 2022;68(2):254–261. https://doi.org/10.5606/tftrd.2022.8705

16. Carmeli E, Peleg S, Bartur G, et al. HandTutor™ enhanced hand rehabilitation after stroke--a pilot study. Physiother Res Int. 2011;16(4):191–200. https://doi.org/10.1002/pri.485

17. Каладинова Т.И., Медетбекова Ж.А. Эффективность мотивации в реабилитации пациентов с двигательными нарушениями в кисти на тренажере Hand Tutor // Kazakh Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. — 2019. — № 2. — С. 49–52.

18. Аретинский В.Б., Телегина Е.В., Волкова Л.И. Восстановление двигательной функции кисти у больных с инсультом с использованием системы «Hand tutor» // Уральский медицинский журнал. — 2014. — № 9. — С. 46–49.

19. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Использование аппарата Hand Tutor в логопедической работе с детьми с дизартрией // Перспективы Науки и Образования. — 2017. — № 6. — С. 92–96.

20. Ларина Н.В., Павленко В.Б., Корсунская Л.Л. и др. Возможности реабилитации детей с синдромом ДЦП с применением роботизированных устройств и биологической обратной связи // Бюллетень сибирской медицины. — 2020. — Т. 19. — № 3. — С. 156–165. — https://doi.org/10.20538/1682-0363-2020-3-156-165


Рецензия

Для цитирования:


Ашрафова У.Ш., Мамедьяров А.М., Кармазина Е.К., Клочкова О.К., Куприянова О.С. Эффективность применения ручного тренажера HandTutor и стабилометрического постурального контроля с использованием метода биологической обратной связи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с церебральным параличом. Педиатрическая фармакология. 2024;21(6):481-491. https://doi.org/10.15690/pf.v21i6.2839

For citation:


Ashrafova U.Sh., Mamedyarov A.M., Karmazina E.K., Klochkova O.A., Kuprianova O.S. The Effectiveness of Using the HandTutor Hand Simulator and Stabilometric Postural Control Using the Biofeedback Tear in Preschool and Primary School Children with Cerebral Palsy. Pediatric pharmacology. 2024;21(6):481-491. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/pf.v21i6.2839

Просмотров: 219


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1727-5776 (Print)
ISSN 2500-3089 (Online)